Иван Алехин, ГК «Порт»: «Главное в автоматизации Balanced scorecard – полная поддержка владельцами бизнеса и акционерами»

Иван Алехин, ГК «Порт»: «Главное в автоматизации Balanced scorecard – полная поддержка владельцами бизнеса и акционерами» 17.03.2020

Иван Алехин, заместитель финансового директора по аналитике ГК «Порт» и спикер Пятой конференции «Информационные технологии в бюджетировании», рассказал CFO Russia об особенностях интегрирования финансов с другими функциями для построения скользящих прогнозов, а также использовании Balanced scorecard в этом процессе.

В чем особенность интегрирования финансов с другими функциями для построения скользящих прогнозов?

Финансы сами по себе не имеют значения, только если не являются средством производства дохода. Экономика компании создается не в кабинете финансового директора, а там, где генерируется выручка – где продавец встречается с покупателем, техник выполняет работы, SEO-специалист привлекает дополнительные клики потенциальных клиентов на сайт компании, и там, где совершенствуется технология производства. Поэтому первичные обращения по рекламным объявлениям, количество контрактов, чеков, проданного товара, продавцов, инженеров и их компетенции имеют первостепенное значение. Именно они – генератор выручки. Если не сымитировать в учетной системе физику процессов от возникновения потребности у клиента купить товар до формирования чистой прибыли, финансы останутся лишь цифрами, не способными помогать в принятии управленческих решений.

Как давно ГК «Порт» начала объединять функции с помощью Balanced scorecard? Что стало предпосылками такого подхода?

Во время кризиса 2008 года все активно искали возможности сохранить маржинальность бизнеса. Для этого первыми «под нож» шли маркетинговые бюджеты и зарплаты. Мне же казалось, что продажи и проникновение на рынок наоборот надо увеличить, но доказать это учредителям не мог. Интуитивно я понимал, что в критические для экономики моменты можно работать в ноль, лишь бы сохранить долю рынка и лучший персонал, но кроме гипотезы у меня ничего не было. К этому моменту я перевел несколько статей Дэвида Нортона и Роберта Каплана про Balanced scorecard и адаптировал их подход к анализу бизнеса для нашей Группы компаний. Таким образом, у меня появился хороший инструмент для доказательства прямой взаимосвязи маркетинговых активностей, компетенций персонала и качества бизнес-процессов с финансовым результатом.

Какими советами по автоматизации данного инструмента в любой учетной системе вы можете поделиться с компаниями?

Главное в автоматизации данного инструмента – полная поддержка модели собственниками бизнеса и акционерами, а также доверие со стороны генераторов выручки (продавцов, инженеров, рабочих – то есть со стороны производственного персонала). Суть интеграции в том, чтобы непосредственно из учетных регистров подтягивать в модель ключевые показатели – драйверы выручки, такие, например, как: средний чек, количество чеков, количество сотрудников, которые их сгенерировали, качество и скорость обработки заказов и многое другое. Эти данные должны быть простыми, понятными, проверяемыми и легко выделяемыми из учета.

Увязать их в счетную модель в любой учетной системе просто: через формулы обычных линейных функций. Например, функция может выглядеть следующим образом: y=k*Х*Х1*Хn+b, где у – финансовый результат функции, k – количество заявок на покупку на одного продавца, Х – цена, Х1 – количество продавцов, Хn – доля сорвавшихся сделок или рекламаций (иксов может быть столько, сколько посчитаете нужным), а b – постоянные расходы по данной функции.

Задать свои вопросы Ивану Алехину и узнать больше об опыте ГК «Порт» вы сможете на Пятой конференции «Информационные технологии в бюджетировании», которая состоится 17 апреля 2020 года.

Елизавета Гета


Наверх