Жанна Баландина, REHAU: «Мы активно работаем над стратегическими проектами, и вопреки кризису от многих из них отказаться не готовы»

Жанна Баландина, REHAU: «Мы активно работаем над стратегическими проектами, и вопреки кризису от многих из них отказаться не готовы» 11.09.2020

Жанна Баландина, руководитель группы закупок REHAU и спикер Четвертой конференция «Управление закупками», представила обзор наиболее пострадавших от кризиса-2020 отраслей и рассказала, как подразделение закупок компании справляется с вызовами сегодняшней ситуации.

Как коронакризис повлиял на экономику России? Какие отрасли сегодня успешны, а какие стали аутсайдерами, и может ли измениться такая расстановка сил в ближайший год?

Коронакризис повлиял на нашу экономику аналогично своему влиянию в других странах. Это снижение ВВП (-3,8% январь – июль 2020 года), промпроизводства (-4,2%), повышение уровня безработицы (+40,6%) и снижение реальных доходов населения (-3,7%). Последнее является важным показателем, влияющим на покупательскую способность населения.

Среди пострадавших отраслей можно отметить рекламный рынок: он сократился по итогам первого полугодия 2020 года на 9% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Сильнее всех пострадали издатели периодики и радиовещатели. Впервые с 2009 года уменьшились расходы на интернет-рекламу.

Колоссальное падение пережили туризм, ивент-рынок и рынок деловых мероприятий, а также продажа авиабилетов. Неизвестно, как скоро постоянные путешествия станут для нас нормой, и некоторые из них будут относительно дешевы, как и прежде. Недостающий турпоток отельеры, перевозчики и туроператоры компенсируют завышенными ценами, что в свою очередь приводит к замкнутому кругу: из-за высоких цен и сохраняющихся рисков распространения пандемии люди отказываются от поездок.

Но надо понимать, что эти деньги многие откладывают: это отложенный спрос, непотраченные средства. Так что есть основания полагать, что деньги, которые могли бы пойти на путешествия, будут тратиться на обустройство дома, квартиры или дачи – ремонт, покупку мебели.

Строительство жилья в первом полугодии 2020 года без учета жилых домов на садовых участках снизилось на 11,4% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Эта отрасль, как и многие другие, переживает кризис.

В то же время спрос на загородную недвижимость растет: на конец 2020 года рост количества сделок на рынке загородной недвижимости прогнозируется на уровне 15-20% к показателям 2019 года. Из-за пандемии потребители изменили свое видение относительно владения недвижимостью. Многие поняли, что в квартире на самоизоляции долго не протянешь. Люди, у которых были сбережения, стали активнее покупать дома и земельные участки. Вероятно, отложенный спрос вернется на строительный рынок и рынок окон в ближайшие 2 года. Ситуация в строительстве находится под особым контролем правительства России, которое оказывает мощную поддержку этой отрасли в виде снижения ставок по ипотеке, реновации и расселения аварийного жилья. Несмотря на кризис, здесь есть еще большой потенциал.

Также в кризис компании активно экономили на расходах аренды складов и офисов. Многие переосмыслили, что некоторые отделы могут целиком перейти на удаленную работу без ущерба для бизнеса. Поэтому я думаю, что и в дальнейшем те, кто могут отказаться от офиса, будут это делать и сокращать расходы на аренду.

Как и во всех компаниях, в период пандемии повышенным спросом у нас пользовались различные СИЗ, услуги дезинфекции и медицинской диагностики. Кроме того, следует отметить возросшую популярность удаленных сервисов, рынка телемедицины, курьерских услуг, услуг по приготовлению и доставке еды.

На каких задачах и целях фокусируется ваше подразделение закупок с учетом сегодняшней ситуации?

В фокусе деятельности нашего отдела закупок в первом полугодии 2020 года находилось снижение текущих затрат на различные категории товаров и услуг (аренда, реклама, различные сервисные контракты), увеличение отсрочки платежа и получение дополнительных скидок. Надо сказать, что многие наши партнеры шли нам навстречу и зафиксировали скидки или особые условия до конца года. Сейчас ко всему этому добавилась еще более активная работа над стратегическими проектами. От многих из них, несмотря на сложное время, мы не готовы отказываться, ведь это – наше будущее и наше конкурентное преимущество.

Думаю, что в ближайшее время нам придется поработать над оптимизацией нашей оперативной деятельности, так как на фоне сокращения горизонта планирования постепенно происходит увеличение объема мелких заявок, поступают запросы цены, которые не всегда завершаются закупкой. А это все требует дополнительного времени менеджера по закупкам, затягивает в рутину.

Но уверена, решения есть, ведь раньше мы успешно справлялись с подобными задачами.

С какими рисками вам пришлось столкнуться из-за кризиса? Как в вашей компании минимизируют эти риски – какие инструменты и подходы используют?

Риски тоже есть, и их немало. Есть, например, достаточно серьезный риск банкротств, его многие мои коллеги отмечают. Мы проводим мониторинг финансового состояния и благонадежности наших крупнейших поставщиков, чтобы для нас не было внезапных неприятных сюрпризов.

Или сильнейшие валютные риски. Здесь мы планомерно проводим свою прежнюю политику локализации, выискивая новые позиции товаров, которые можно перевести на закупки в России.

Сбои в цепях поставок – это риск, усилившийся в период пандемии. Где-то пришлось пересмотреть складские запасы, минимальную резервацию, сроки размещения заказа или логистические схемы.

Есть и другие риски, но возможностей тоже много! Об этом поговорим на Четвертой конференции «Управление закупками». На примере опроса, который я провела среди коллег, мы подробно разберем, с чем нам придется столкнуться уже в ближайшее время и какие есть риски, тенденции и возможности в закупках сегодня. Каждый должен сам для себя определить этот перечень, ведь это – первый шаг на пути к успешному выходу из кризиса.

Алиса Попова


Наверх