Отчет о Четвертой конференции «Налоговое планирование в ритейле»

16.10.2020

28 августа 2020 года группа Prosperity Media при поддержке портала CFO Russia провела Четвертую конференцию «Налоговое планирование в ритейле». Спикеры мероприятия рассказывали об актуальных тенденциях налогового администрирования в ритейле, арбитражной практике по спорам с ФНС, делились опытом оптимизации налоговой нагрузки в рамках правового поля. Партнером мероприятия стала компания Taxology. Отчет подробней ознакомит вас с темами, которые обсуждались на конференции.

Первая секция была посвящена теме «Тренды налоговой политики: что еще можно, а что уже нельзя»

Марина Трикачева, начальник департамента налогообложения и казначейства, Алкогольная Сибирская Группа, представила доклад на тему «Риск-ориентированный подход как основа налогового администрирования. Предпроверочный анализ — эффективные формы взаимодействия с налогоплательщиком». Спикер подчеркнула, что предпроверочный анализ в последнее время становится самым эффективным инструментом проверки налогоплательщиков. Также Марина рассказала, как определить, что ФНС инициировала предпроверочный анализ:

  • Массовые требования за два-три года с основанием «в связи с/вне рамок налоговых проверок»;
  • Встречные проверки у ваших партнеров и контрагентов за два-три года, касающиеся деятельности вашей организации с основанием «в связи с/вне рамок налоговых проверок»;
  • Вызов генерального директора по месту постановки на учет в качестве физического лица;
  • Запросы в ваши банки-партнеры – здесь важен тесный контакт с вашими клиентскими менеджерами.
В заключение спикер поделилась тремя возможными тактиками взаимодействия с ФНС при предпроверочном анализе, среди которых формальный подход, «золотая середина» и максимальная открытость. «Золотая середина» включает в себя: уточнить у инспектора, какая именно информация и документы необходимы, провести внутренний аудит налоговых рисков (лучше проводить его на постоянной основе), и т.д.

На актуальные вопросы использования контрольно-кассовой техники в рамках своего выступления ответил Александр Сорокин, заместитель начальника управления оперативного контроля, ФНС России. Спикер уделил внимание таким вопросам, как обновление форматов фискальных документов, изменения в применении ККТ при продаже товара, подлежащего маркировке, ответственность при работе с онлайн-кассами, контрольные функции налоговых органов за применением ККТ, новые возможности обновленного приложения проверки чеков. В частности, Александр отметил, что признание и устранение ошибки в использовании ККТ снижает сумму штрафа. Если ошибка не устранена своевременно, и налоговый орган первым вменяет правонарушение налогоплательщику, то признание ошибки и ее добровольное устранение снижает сумму штрафа до 1/3 его минимального размера.

Сергей Семенов, управляющий партнер, Taxology, представил разбор кейса компании, которой доначислили НДС и налог на прибыль на суммы недостач и потерь. Докладчик рассмотрел основные проблемы учета потерь и недостач, среди которых: надлежащее оформление потерь, меры по предотвращению и ответственные лица в отношении потерь и недостач, пересортица, подтверждение отсутствия виновных лиц, и другие. Проанализировав кейс компании (факты потерь и недостач, решения суда), спикер сделал вывод, что в приказ Минфина по инвентаризациям от 13.06.1995 № 49 необходимы следующие изменения:

  • В основаниях для назначения инвентаризаций;
  • В формировании и деятельности инвентаризационной комиссии;
  • Ввести понятие корректировки учетных остатков;
  • В правилах пересортицы;
  • Корректировка положений о материально ответственных лицах;
  • Исключение требования о документальном подтверждении наличия или отсутствия виновных лиц в недостачах и потерях при определении результатов инвентаризаций. 
Может ли ритейл пользоваться услугами самозанятых? Этот вопрос в своем докладе раскрыл Алексей Федоров, совладелец и управляющий партнер, ГК «220 вольт». Спикер подчеркнул, что делать доклад он будет как представитель комитета по электронной коммерции Торгово-промышленной палаты РФ. Он напомнил, что в пандемию компаниям, которые занимаются электронной торговлей, потребовалось нанимать сотни тысяч курьеров. Очень часто они были оформлены как самозанятые, а ФНС относится к этой категории довольно серьезно. В чем отличия самозанятых, ИП и обычных работников? Алексей сказал, что в их комитете предложили следующий вариант: если у сотрудника есть свое орудие труда – компьютер дома, автомобиль, и т.д., то он может работать как самозанятый на кого угодно, получая нерегулярные выплаты от юрлиц. А если человек, например, работает на машине, взятой юрлицом в лизинг, то он ИП. Спикер посоветовал быть аккуратней с оформлением самозанятых и ИП, потому что это область еще не отрегулирована, и подождать, пока появятся первые судебные кейсы.

Во второй секции спикеры представили доклады на тему «Особенности налогового контроля в ритейле».

Алиса Назаренкова, налоговый менеджер, Schneider Electric, выступила с докладом о внутригрупповых услугах. Спикер представила обзор Письма ФНС РФ от 6.08.2020 г. «Об отдельных вопросах налогообложения внутригрупповых услуг», а также пояснила, что налоговые органы хотят знать об оказанных внутригрупповых услугах: каков интерес/экономическая выгода их приобретения, в какой форме выражены результаты услуг, можно ли установить их объем, как формируется их цена, и т.д. В завершение доклада Алиса поделилась базовой и альтернативными стратегиями анализа и снижения рисков внутригрупповых услуг.

Анна Коршунова, главный бухгалтер, HENDERSON-Россия, разъяснила, как учитывать аренду по МСФО (IFRS 16) в ритейле. Анна рассмотрела сферу применения данного стандарта и пояснила, что арендатор вправе принять решение о неприменении требований  МСФО (IFRS) 16 при краткосрочной аренде и аренде, в которой базовый актив имеет низкую стоимость. Также спикер отметила, что  29 мая 2020 года Совет по МСФО выпустил поправку в МСФО (IFRS) 16 «Уступки по договорам аренды в связи со вспышкой COVID-19». Эта поправка позволяет в качестве упрощения практического характера арендаторам не проводить анализ того, являются ли какие-либо уступки по договорам аренды, обусловленные пандемией, модификациями договора аренды.

В середине второй секции на круглом столе спикеры обсудили тему «Рассмотрение споров в рамках предпроверочного анализа: перспективы перевода договоренностей в правовое поле». В круглом столе участвовали Анастасия Смотрицкая, заместитель начальника управления трансфертного ценообразования, ФНС России (модератор); Марина Трикачева, начальник департамента налогообложения и казначейства, Алкогольная Сибирская Группа; Софья Тараева, директор по налогам, Inchcape Russia; Наталья Дронова, руководитель отдела методологии бухгалтерского учета и налогообложения, РОЛЬФ; Руслан Шведков, финансовый директор, BNS Group.

Об основных принципах и способах минимизации налоговых рисков при работе с контрагентами в рамках своего доклада рассказала Наталья Дронова, руководитель отдела методологии бухгалтерского учета и налогообложения, РОЛЬФ. Спикер перечислила этапы проверки контрагентов, привела перечень документов для данной проверки и рассказала о категориях контрагентов. С потенциально низким риском – контрагенты, относящиеся к субъектам естественных монополий, государственные корпорации, международные компании с признанной репутацией, и т.д. С потенциально средним риском – контрагенты, одновременно отвечающие следующим признакам:

  • Имеет длительные договорные отношения с Обществом, не менее 3-х лет;
  • Ранее проходил комплексную проверку в соответствии с Политикой;
  • В периоде сотрудничества имеет средний уровень риска за весь период сотрудничества;
  • В периоде сотрудничества отсутствовали негативные факторы неблагонадежности.
Контрагенты, которые не попадают в эти категории, относятся к группе потенциально высокого риска.

Светлана Тимощенко, налоговый менеджер, Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус, рассмотрела актуальные вопросы начисления НДС с премий по программам лояльности. Светлана объяснила, что налоговые органы и суды смотрят на условия премирования в договорах поставки  и прочих документах (внутренние политики поставщика, регламенты и т.д.); документы/отчеты, подтверждающие выполнение условий для получения премии, взаимосвязь размера премии, выплаченной поставщиком, со скидкой, предоставленной дилером конечному покупателю; финансовый результат по сделкам. Также спикер привела аргументы в защиту позиции налогоплательщика. Среди них: пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ не применим к операциям по выплате премий от производителя в адрес дилера; полученные дилером премии являются стимулирующими и направлены на то, чтобы приобрести и продать как можно больше товара производителя. Премия не является компенсацией «выпадающих доходов», и т.д.

Конференция завершилась докладом Людмилы Голубевой, главного бухгалтера Melon Fashion Group – «Недостачи и пересортица: налоговый учет — вопросы и рекомендации». Спикер проанализировала дела нескольких компаний о недостачах и пересортице, а также рассказала о документах для доказывания наличия неизвестных потерь в торговле и поделилась критериями для расчета норматива потерь. Среди последних – товарооборот и проходимость магазина, наличие охраны и видеокамер, объем товарного запаса и сложность конфигурации магазина, уровень криминальности торгового центра, статистика результатов предыдущих инвентаризаций.

Команда Prosperity Media и CFO Russia благодарит спикеров за сотрудничество и уникальные практики, а всех слушателей – за интерес к мероприятию, комментарии и вопросы.


Наверх