Отчет о Деловом завтраке «Эффективный корпоративный акселератор»

08.02.2021

27 января 2021 года группа Prosperity Media при поддержке портала CFO Russia провела деловой завтрак «Эффективный корпоративный акселератор». Спикеры мероприятия обсудили, как создать эффективный корпоративный акселератор, чтобы он действительно приносил пользу бизнесу, чем отличаются внутренний и внешний корпоративный акселератор, какие ошибки характерны для акселераторов российских компаний. Представляем отчет, который подробней ознакомит вас с темами мероприятия.

Первая секция была посвящена теме «Подготовка и создание корпоративного акселератора».

Мероприятие открылось выступлением Алексея Окишева, партнера, лидера технологической практики PwC в России. Он представил доклад на тему «Акселерация стартапов и сотрудников: опыт PwC». Спикер объяснил, с чего начать процесс устойчивого инновационного развития акселератора и как получить желаемый эффект от внедрения инноваций в наиболее короткие сроки. Среди базовых принципов эффективного внедрения инноваций: своевременность, преодоление препятствий с самого начала и 100% реализация запланированного объема. Масштабированием должны заниматься сотрудники, плюс необходимо оставаться в рамках бюджета или ниже установленного уровня, считает Алексей Окишев. Также он поделился опытом разработки стратегии корпоративного акселератора и рассказал об акселераторе PwС, поделившись выводами, к которым команда пришла за 2,5 года работы: для эффективной работы важны экосистемный подход, продуктовые методологии и открытые инновации.

Об акселераторе как инструменте продуктовой трансформации в компании рассказал Андрей Батрименко, руководитель программы «Вектор» ГК «Ростех». Спикер отметил, что их комплексная программа по выявлению и обучению технологических лидеров выстраивается не по традиционной модели поиска «перспективных» проектов, а вокруг конкретных высокопотенциальных сотрудников с проектными идеями. Андрей Батрименко рассказал о диагностике компетенций, обучении, доработке проектов, а также рассказал, что программа дает сотрудникам «Ростеха»: это оценка своих способностей, новые знания без отрыва от производства, работа над реальными проектами и создание опытного образца.

Рекомендациями о том, как наладить поиск и отбор стартапов для корпоративного акселератора, поделился Андрей Никонов, руководитель стартап-программ «Лаборатории Касперского». Он рассказал о формировании и усилении входящей воронки стартапов для международных программ и объяснил, как определить критерии отбора стартапов, отвечающие общепринятым практикам и конкретным запросам бизнеса. Также Андрей Никонов обозначил различия в поиске и привлечении стартапов на локальном и глобальном рынке. «Выводы, которые я сделал, занимаясь корпоративными стартап-программами как с фокусом на локальный рынок в российской компании, так и с глобальным фокусом в международной компании, в том, что для российского рынка хорошо работает использование медиаинструментов, а для глобального — целенаправленного скаутинга», – поделился спикер.

Анастасия Ожогова, HR-директор «Модульбанка», выступила с докладом «Корпоративный акселератор “для своих”: как развить предпринимательское мышление у сотрудников». Анастасия рассказала, какие шаги необходимы для вовлечения сотрудников во внутренний акселератор, — понятный цикл задач, разрешение участвовать парами или командами, подробный коммуникационный план, «вирусный» ролик, и т.д., и как сделать акселератор без цели собрать идеи проектов или улучшений. «Наша цель в том, чтобы научить создавать и управлять, видеть результат и нести за него ответственность, мыслить категориями бизнеса и дать возможность реализовать идею, даже не относящуюся к банку», — подчеркнула Анастасия Ожогова.

Роман Кошелев, руководитель корпоративного акселератора РЖД, поделился опытом организации и проведения двух корпоративных акселерационных программ в 2019 и 2020 годах. Он рассказал об акселераторе РЖД как инструменте открытых инноваций в холдинге и о ключевых направлениях работы акселератора: развитие транспортно-логистических систем на основе клиентоориентированности, динамические системы управления с использованием искусственного интеллекта, разработка и внедрение технологий организации высокоскоростного и скоростного движения. Роман Кошелев подробно описал формирование технологического фокуса акселератора, реализацию программ в 2019 и 2020 годах, рассказал о победителях этих программ, а также объяснил, какую документацию должен подготовить стартап по итогам прохождения акселерационной программы РЖД.

Диана Яковлева, руководитель направления разработки технологических решений и продуктов Центра развития инноваций «Магнита», представила кейс «Акселератор по версии “Магнита”: как подготовиться и провести крупнейший акселератор в ритейле». Спикер разъяснила, как в их компании обеспечили большую воронку из 777 решений, и рассказала о ключевых шагах запуска акселератора в крупной компании:

  • определение инноваций,
  • согласование процесса,
  • сильные партнеры,
  • «свой дом»,
  • команда инноваций (самый главный пункт),
  • уникальная скоринговая модель.

В рамках второй секции докладчики продолжили тему работы со стартапами с акцентом на целях и результатах развития корпоративного акселератора.

Александра Сухарева, руководитель лаборатории TechLab PepsiCo Россия, выступила с докладом «Онлайн-платформа TechLab как альтернатива корпоративного акселератора». Она рассказала о запуске корпоративного акселератора PepsiCo в России в 2017 году и про онлайн-платформу TechLab, которая с 2020 года в их компании служит единым окном для общения и отбора стартапов. «Мы организовали новую для PepsiCo структуру PepLab и смогли создать дополнительную ценность для бизнеса благодаря инновационным решениям, а также выявить нишевые инновационные решения до того, как они станут мейнстримом», — поделилась Александра Сухарева. Она отметила, что в 2019 году произошло переосмысление работы со стартапами: перезапуск с фокусом на технологии, а также созрело решение создать специальную платформу, которая позволила снизить затраты на скаутинг и экспертизу при сохранении качества.

О том, как от стартапов перейти к корпоративному предпринимательству и коллаборативным инновациям, а также построить эффективный корпоративный акселератор и увеличить конверсию в бизнес-результат, рассказал Денис Левченко, начальник управления инноваций X5 Retail Group. Он рассмотрел влияние инноваций и решений стартапов на P&L корпорации и объяснил, как повысить конверсию воронки инноваций. Для этого необходимо: снять барьеры (минимизировать бюрократизацию, выделить отдельный бюджет для инновационной деятельности), «накачать воронку» (спикер рассказал о 2-х кругах скаутинга в их компании, включающих различные страны), лучше понять роли бизнеса и смотреть на опыт других. Также спикер остановился на плюсах и минусах корпоративного предпринимательства и коллаборативном подходе как следующем этапе развития инноваций в корпорациях.

Константин Мусатов, руководитель акселерационной программы Startup Drive «Газпром нефть», представил кейс «Корпоративный акселератор по партнерской модели. Как стартапам расти вместе с корпорацией». Он поделился идеями о том, зачем корпорации нужны стартапам и наоборот. Константин Мусатов рассмотрел, какие иллюзии свойственны фаундерам относительно их взаимодействия с корпорациями, и реальное положение вещей. Также он подчеркнул, что зарабатывать на стартапе компания не может, но можно заработать в партнерстве со стартапом, и акселератор как раз является формой партнерского сотрудничества стартапа и корпорации, поэтому, по его мнению, клиент акселератора — это стартап, а не корпорация.

Деловой завтрак завершился панельной дискуссией «Стартапы и крупные компании – это как масло и вода, как найти общий язык?» Модератором дискуссии выступил Алексей Окишев, партнер, лидер технологической практики PwC в России. В дискуссии участвовали Андрей Никонов, руководитель стартап-программ «Лаборатория Касперского»; Роман Кошелев, руководитель корпоративного акселератора РЖД; Александра Сухарева, руководитель лаборатории TechLab PepsiCo Россия. Участники обсудили юридические, экономические, организационные и психологические аспекты взаимодействия стартапов и крупных компаний и в завершение дискуссии выделили следующие выгоды работы со стартапами:

  • стартапы дают компании дополнительные деньги;
  • в работе со стартапами результат можно получить быстрей: можно взять решение стартапа, а не разрабатывать технологию самостоятельно на протяжении 2-3 лет;
  • стартапы позволяют не упустить уникальные возможности для трансформации компании;
  • внедряя стартапы, компании вскрывают свои внутренние проблемы, о которых раньше не подозревали.

Команда Prosperity Media и CFO Russia благодарит спикеров за сотрудничество и уникальные практики, а всех слушателей – за интерес к мероприятию, комментарии и вопросы.  


Наверх