• Сегодня 16 апреля 2024
  • USD ЦБ 93.59 руб
  • EUR ЦБ 99.79 руб
Нота модус - Автоматизация бизнес-процессов
Коля в Третьяковской галерее
Девятая конференция «Информационные технологии в бюджетировании»
Конференция «Управление проектами в общих центрах обслуживания»
50 бизнес-моделей новой экономики. Уроки компаний-единорогов
https://t.me/cfo_russiaru

Евгений Соловьев: «Идеальный вариант – это проведение аудита независимым и незаинтересованным лицом»

21.10.2021

Евгений Соловьев: «Идеальный вариант – это проведение аудита независимым и незаинтересованным лицом»

Евгений Соловьев, независимый эксперт, спикер Шестой конференции «Управление дебиторской задолженностью», рассказал CFO Russia, как  провести  аудит  системы  работы с  дебиторской задолженностью.

Как часто нужно проводить аудит системы  работы с  дебиторской задолженностью?

Тут, наверное, нет единственного правильного ответа. Если текущими результатами по работе с «дебиторкой» вы не довольны, точно пора проводить аудит и делать это прямо сейчас.

Хороший вдумчивый аудит требует времени. При этом некоторые показатели для оценки эффективности могут считаться раз в год при подготовке управленческой отчетности. Поэтому как минимум раз в год всю систему обязательно надо оценивать.

Кроме того, если у вас происходили существенные изменения в самой системе (изменение бизнес-процесса, пересмотр системы мотивации персонала, внедрение новых инструментов снижения рисков или возврата долгов), то имеет смысл всегда сравнивать «до» и «после».

Другим поводом для внепланового аудита может послужить серьезный сбой бизнес-процесса или крупный ущерб от невозвратной дебиторской задолженности.  

Чем измеряется эффективность работы с отсрочкой платежа?

Кроме оценки чисто финансовых показателей (суммы, оборачиваемости, размера резервов на сомнительные долги и т.д.), я использую такой подход. Я анализирую, сколько прибыли мы зарабатываем именно на торговле с предоставлением отсрочки платежа, и оцениваю долю затрат в этой прибыли. Затраты должны включать в себя как минимум:

  • «стоимость» денег из расчета действующей банковской ставки;
  • ущерб от невозвратной просроченной дебиторской задолженности;
  • затраты на фонд оплаты труда тех сотрудников, которые участвуют в процедуре предоставления отсрочки и работают с возникшим долгом (служба безопасности, юристы);
  • затраты на взыскание ПДЗ (госпошлины, командировочные расходы, представительские расходы, почтовые расходы и т.д).

В прибыли учитываем не только непосредственный доход от сделок в отсрочку, но и полученную неустойку. Чем меньше доля затрат, тем бизнес-процесс эффективнее.

Какие ошибки при аудите системы работы с дебиторской задолженностью компании допускают чаще всего?

Бизнес-процесс работы с «дебиторкой» надо оценивать целиком: от момента запроса клиента на предоставление ему отсрочки платежа (если говорим об этом типе «дебиторки») до момента возврата проблемного долга. Наиболее часто встречающаяся проблема – отсутствие хозяина всего бизнес-процесса и работа всех задействованных служб (коммерческой, безопасности, финансовой и юридической) только в своем секторе. Следовательно, в зависимости от того, какое подразделение проводит аудит, фокус внимания обычно смещается. В результате некоторые важные области могут выпасть из оценки.  Кроме того, идеальный вариант – это проведение аудита кем-то со стороны. Этим кем-то должно стать независимое и незаинтересованное лицо, детально разбирающееся в специфике построения системы работы с дебиторской задолженностью. 

Задать свои вопросы Евгению вы сможете на Шестой конференции «Управление дебиторской задолженностью», которая пройдёт 26 октября в Москве.

Ирина Алексеенко


Комментарии

Защита от автоматических сообщений