• Сегодня 28 марта 2024
  • USD ЦБ 92.59 руб
  • EUR ЦБ 100.27 руб
PHARMA CRM Система для автоматизации процессов фармкомпаний: управление визитами, полевыми и госпитальными продажами, медицинскими представителями
Коля в Третьяковской галерее
Деловой завтрак «Налоговый мониторинг»
Одиннадцатая конференция «Цифровые технологии в фармацевтике: фокус на импортозамещении и повышении эффективности»
https://t.me/cfo_russiaru

Раиса Карасева, Группа Черкизово: «Главное – четко установить в договоре основания возникновения ответственности контрагента»

02.12.2021

Раиса Карасева, Группа Черкизово: «Главное – четко установить в договоре основания возникновения ответственности контрагента»

Раиса Карасева, руководитель налогового направления, Группа Черкизово, и спикер Девятнадцатой конференции «Корпоративное налоговое планирование. Актуальные налоговые споры-2021», рассказала CFO Russia, просто ли переложить свой налоговый риск на недобросовестного поставщика.

Расскажите вкратце о двух-трёх современных трендах судебной практики по взысканиям НДС с контрагентов.

Судебная практика по взысканию с контрагента сумм НДС, в вычете которых отказала налоговая инспекция, очень неоднородна. Есть решения судов в поддержку позиции заказчика о том, что он вправе взыскать сумму налога со своего недобросовестного контрагента. Есть и обратные прецеденты, когда суды говорят, что ответственность по налоговым обязательствам заказчика не может быть переложена им на контрагента. Все суды, однако, сходятся на том, что если у заказчика и подрядчика имелся совместный умысел на неуплату налога, то в этом случае налоговые потери заказчика, связанные с отказом в вычете НДС, ему не возмещаются.    

Как давно возникли эти тренды? Что послужило причиной их возникновения?

Судебная практика по взысканию суммы налога с контрагента начала формироваться только в 2017 году. Предпосылкой для возникновения такого рода споров стало введение в хозяйственную практику так называемых налоговых заверений. Это может быть раздел в договоре между заказчиком и подрядчиком или отдельный договор между ними, предусматривающий, что в случае возникновения претензий налоговых органов к заказчику в отношении сумм НДС, принятых им к вычету по взаимоотношениям с подрядчиком, заказчик вправе взыскать соответствующие убытки с подрядчика. Такие налоговые заверения активно пропагандируются налоговыми органами. Тема взыскания налога с недобросовестного контрагента нашла отражение даже в таком важном документе, как совместное Письмо Минфина России и ФНС России от 10.03.2021 №БВ-4-7/3060@ «О практике применения статьи 54.1 Налогового кодекса РФ». В пункте 18 Письма указывается, что налогоплательщик вправе требовать взыскания своих налоговых убытков с лиц, виновных в их причинении.   

Как грамотно переложить налоговый риск на поставщика в случае нарушения им закона?

На практике переложить свой налоговый риск на недобросовестного поставщика очень непросто. Во-первых, к моменту возникновения претензий со стороны налоговых органов (а такие претензии могут возникнуть через 3-4 года после совершения сделки между заказчиком и его контрагентом) поставщик как юридическое лицо может уже не существовать или прекратить деятельность. Во-вторых, сам процесс взыскания налоговых убытков с контрагента достаточно долгий. Полагаю, что по мере развития судебной практики будут вырабатываться и единые подходы, которым необходимо следовать при заключении договора с контрагентом и установлении его ответственности за недобросовестное поведение. В настоящее время главное – очень четко установить в договоре основания возникновения ответственности контрагента и порядок подтверждения заказчиком налоговых убытков, понесенных им в результате недобросовестных действия контрагента.

Задать свои вопросы Раисе вы сможете на Девятнадцатой конференции «Корпоративное налоговое планирование. Актуальные налоговые споры-2021», которая состоится 8 декабря 2021 года в Москве.

Алиса Попова


Комментарии

Защита от автоматических сообщений