• Сегодня 28 марта 2024
  • USD ЦБ 92.59 руб
  • EUR ЦБ 100.27 руб
PHARMA CRM Система для автоматизации процессов фармкомпаний: управление визитами, полевыми и госпитальными продажами, медицинскими представителями
Коля в Третьяковской галерее
Деловой завтрак «Налоговый мониторинг»
Одиннадцатая конференция «Цифровые технологии в фармацевтике: фокус на импортозамещении и повышении эффективности»
https://t.me/cfo_russiaru

Ольга Беленькая, ФИНАМ: «По нашему прогнозу, спад ВВП в этом году может составить 5-7%, а в будущем еще 2-4%»

16.08.2022

Ольга Беленькая, ФИНАМ: «По нашему прогнозу, спад ВВП в этом году может составить 5-7%, а в будущем еще 2-4%»

Ольга Беленькая, руководитель отдела макроэкономического анализа ФИНАМ и спикер Одиннадцатой ежегодной конференции «Корпоративное бюджетирование», объяснила CFO Russia, какие экономические тенденции складываются на отечественном рынке, а также поделилась подходами, которые помогут защитить бюджет от глобальной инфляции и геополитических рисков.

С какой отличительной спецификой сталкиваются компании при составлении бюджета на 2023 год?

Специфика связана с крайне высокой неопределенностью экономических прогнозов в текущей ситуации. По итогам прошедших месяцев 2022 года видно, что макроиндикаторы, такие как инфляция, курс рубля, потребительская активность резко менялись и отличались от прогнозов, которые основывались на прежнем опыте. Спад экономики пока складывается мягче, чем ожидалось весной. Это объясняется более устойчивым экспортом (при катастрофическом падении импорта), связанным с этим укреплением рубля и снижением инфляции, что позволило ЦБ быстро перейти к решительному смягчению ДКП, а также сохранением низкого уровня безработицы. 

Но постепенно вступающие в силу санкционные ограничения, в т.ч. частичное эмбарго на поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС (декабрь 2022 г. - февраль 2023 г.), обсуждаемый G7 потолок цен на экспорт российской нефти, резкое сокращение экспорта российского газа в ЕС представляют риск для общего объема экспорта, добычи нефти, нефтегазовых доходов бюджета и возможности поддержки экономики в будущем году. То есть неблагоприятные тенденции могут усилиться. 

Что, на ваш взгляд, необходимо учитывать при составлении бюджета на следующий год в первую очередь?

Из внешних факторов – возросли ожидания стагнации мировой экономики в будущем году с риском перехода в рецессию. Это должно снизить спрос на сырьевые товары российского экспорта. Неопределенность связана с мировыми ценами на сырье, физическими объемами экспорта российских энергоресурсов и уровнем дисконта.

Импорт начал восстанавливаться (в т.ч. благодаря новым логистическим маршрутам, легализации «параллельного импорта» и льготным программам кредитования). Однако ЦБ и Минэкономразвития отмечают, что в основном это относится к потребительскому импорту, в то время как признаков существенного восстановления промежуточного и инвестиционного импорта (наиболее важного для промышленности) пока не заметно. Это может ограничивать объемы производства по мере исчерпания существующих запасов, если не удастся решить проблему с помощью импортозамещения или импортных поставок.

Соответственно, спад российской экономики сейчас видится как более растянутый во времени, а восстановление как более медленное. По нашему прогнозу, спад ВВП в этом году может составить 5-7%, а в будущем еще 2-4%.

Курс рубля в условиях существенных капитальных ограничений и приостановки бюджетного правила стал определяться в основном параметрами счета текущих операций и политикой девалютизации, что усилило его волатильность. Во втором квартале экспорт превышал сжавшийся импорт, что способствовало укреплению рубля почти до 50. Однако уже в июле курс рубля развернулся на фоне оживления параллельного импорта, поэтапной отмены многих валютных ограничений, ожиданий возобновления покупок валюты ЦБ для Минфина в рамках модифицированного бюджетного правила. Мировые цены на нефть снизились из-за опасений возможной глобальной рецессии. Ожидаемое сокращение нефтегазовых экспортных доходов РФ в будущем году – фактор вероятного продолжения ослабления рубля. 

Если раньше валютный кэш компаний рассматривался как подушка безопасности и источник финансирования будущих инвестиций, то сейчас хранение остатков в российских банках в основных западных валютах из-за угрозы расширения санкций и банковских комиссий становится опасным и невыгодным. В последние дни большой резонанс вызвали публикации в СМИ, в которых утверждается, что ЦБ готовится к варианту отмены биржевых валютных торгов долларом и евро в случае, если санкции будут распространены на Мосбиржу и НКЦ. Это может осложнить условия конвертации валют для экспортеров и импортеров. В то же время перевод средств и расчетов в рубли и валюты «дружественных» стран сопряжен с долгосрочными финансовыми рисками и дефицитом доступных финансовых инструментов. 

Инфляция в России складывается в последние месяцы ниже прогнозов за счёт укрепления рубля и снижения покупательского спроса, что контрастирует с пиками глобальной инфляции. Однако и здесь есть определенный риск: если спрос будет оживать, а предложение не сможет ответить увеличением выпуска из-за ограничений по импорту, цены могут вновь пойти в рост, ограничив возможности ЦБ по дальнейшему снижению ключевой ставки или даже потребовав ее временного повышения.

Какие подходы и инструменты помогут учитывать риски и эффективно распределять финансы при составлении бюджета на 2023 год?

Высокая неопределенность говорит в пользу консервативного подхода при планировании в сочетании с гибким планированием и диверсификацией инструментов. Так, к защитным инструментам от высокой глобальной инфляции и геополитических рисков можно отнести инвестиции в драгметаллы и связанные с ними финансовые инструменты (в т.ч. металлы спот на валютном рынке – GLDRUB TOM и SLVRUB TOM – золото и серебро за рубли). Сейчас на фоне снижения инфляции ЦБ снижает ключевую ставку. Однако в случае, если инфляция начнет ускоряться, ставку вновь могут повысить (такую возможность предполагают и границы прогнозного диапазона ЦБ). Защитный инструмент от процентного риска – ОФЗ с переменной ставкой купона или флоатеры. Постоянный пересчет купона в привязке к процентным ставкам в экономике (например, ставке денежного рынка) позволяет амортизировать рост уровня процентных ставок. В результате цены облигаций-флоатеров практически не отклоняются от номинала даже в периоды высокой турбулентности на рынке. Как хедж от неожиданного ускорения инфляции можно рассматривать краткосрочные ОФЗ с защитой от инфляции. Например, бумаги с погашением в августе будущего года позволят сгенерировать доход плюс 2,5% к инфляции, которую зафиксирует Росстат за период владения бумагой.

Задать свои вопросы Ольге и узнать больше об опыте ФИНАМ вы сможете на Одиннадцатой ежегодной конференции «Корпоративное бюджетирование», которая состоится 15-16 сентября 2022 года.

Мария Кириченко


Комментарии

Защита от автоматических сообщений