• Сегодня 28 марта 2024
  • USD ЦБ 92.59 руб
  • EUR ЦБ 100.27 руб
PHARMA CRM Система для автоматизации процессов фармкомпаний: управление визитами, полевыми и госпитальными продажами, медицинскими представителями
Коля в Третьяковской галерее
Деловой завтрак «Налоговый мониторинг»
Одиннадцатая конференция «Цифровые технологии в фармацевтике: фокус на импортозамещении и повышении эффективности»
https://vk.com/cforussia

Роман Терехов, «ПРОМОМЕД»: Гибкий поиск аналогов, открытость к поставщикам, автоматизация процессов и другие принципы закупок в эпоху санкций

11.11.2022

Роман Терехов, «ПРОМОМЕД»: Гибкий поиск аналогов, открытость к поставщикам, автоматизация процессов и другие принципы закупок в эпоху санкций


Наша компания специализируется на разработке, производстве и продвижении лекарственных препаратов, применяемых в таких областях медицины, как борьба с инфекциями (противовирусные и антибиотики), эндокринология, неврология, онкология, общая терапия. Сейчас я возглавляю блок тендерных непрямых закупок компании. Это закупки, которые не касаются основного сырья и упаковки.

За последние полгода закупочный процесс сильно усложнился – выросла стоимость логистики и цены на товар, возникли сложности с поставкой некоторых инструментов и оборудования. Тем не менее, компании удалось решить несколько интересных кейсов, которые показывают, что при желании можно с честью выйти из сложной ситуации.

В качестве примера расскажу о небольшом кейсе из области производства онкопрепаратов. Их изготовление предполагает использование серьезных средств индивидуальной защиты (СИЗ): капюшонов, комбинезонов, очков, обуви, перчаток и т.д. Ранее компания закупала их у американских и канадских производителей. В период весны-лета этого года поставки встали. Мы могли покупать товар через параллельный импорт, но такой ввоз продукции значительно увеличил его цену. Мы быстро нашли российских поставщиков, которые предложили цены плюс-минус 30% между собой, но их уровень цен сильно отличался от предыдущих. Мы продолжили поиск. Благодаря партнерам отдела прямых закупок, которые занимаются покупкой сырья, удалось найти другой вариант и купить товар напрямую от производителя. Их цены на необходимый товар были в 4 раза ниже стоимости у российских поставщиков. Такие серьезные отношения с восточными партнерами способствуют снижению себестоимости российского производства жизненно важных препаратов.

Закупки в эпоху всеобщих ограничений

В первой половине этого года в компании в ответ на геополитическую обстановку произошел ряд изменений в закупочном процессе. Мы упростили процедуры закупок, разрешили поставщикам предлагать любые аналоги. Раньше мы ориентировались на дорогое западное оборудование, теперь вместе с лабораторией и производственными отделами рассматриваем аналоги. Коллеги активно включаются в работу, мы изучаем все нюансы и технические характеристики и находим замены.

Кроме того, мы разрешили поставщикам предлагать свой товар в подходящей для них валюте (евро, юани, индийские рупии). Российские поставщики пока что предпочитают доллары. Между партнерами в Азиатско-Тихоокеанском регионе значительная доля платежей уже идет в юанях и рупиях.

В ряде случаев мы уже получили успешный опыт реверс-инжиниринга (прим. ред. – процесс создания точной копии объекта по уже существующему образцу, обладающей такими же физическими характеристиками). Его цель – избежать ситуаций, когда компания отправляет поставщикам-производителям оборудование на ремонт в недружественные страны с серьезным риском не получить его обратно. В России уже появились производители, которые могут изучить зарубежное оборудование и отремонтировать те или иные запчасти. Конечно же, серьезная нагрузка приходится на службу безопасности, потому что нужно детально изучать финансовое состояние и репутацию контрагентов.

Также отмечу, что в настоящее время стратегически важна не только работа с поставщиками, но и развитие технических компетенций закупщиков. Закупщик должен разбираться в техническом задании, выявлять избыточные требования, умело предлагать аналоги и проявлять инициативу в изменении ТЗ.

Трансформация закупочной функции

В компании «ПРОМОМЕД» два ключевых направления по трансформации закупочных сервисов – полная цифровизация и приоритетное планирование. Можно выделить следующие ключевые особенности закупочного процесса в нашей компании: открытость, приоритеты, сотрудничество, процессы и автоматизация.

Во-первых – мы создали раздел для поставщиков на нашем официальном сайте с онлайн-актуализацией списка проводимых закупок и ссылкой на электронные торговые площадки (ЭТП). Также проводим дебрифинги (повторные встречи для более детального обсуждения проекта – прим. ред.) для участников закупок по ТЗ и условиям.

Во-вторых, сделали акцент на сроки поставки, гибкий подбор аналогов, качество закупаемых товарно-материальных ценностей (ТМЦ) и повышение качества планирования.

В приоритет мы ставим долговременные контракты, даем дополнительные баллы на тендерах действующим и бывшим поставщикам, развиваем репутацию на рынке, а также предоставляем отсрочку оплаты вместо штрафа.

Четвертый и пятый аспекты предполагают сокращение этапов согласования, исключение повторных контрольных процедур и взаимную интеграцию используемых информационных систем. Мы еще задолго до сегодняшней волны санкций ориентировались на контур автоматизации и цифровизации – перевели значительную долю закупок в электронную форму с использованием ЭТП, а также занимаемся внедрением SRM.

Роман Терехов, руководитель отдела организации тендеров, ГК «ПРОМОМЕД»


Комментарии

Защита от автоматических сообщений