• Сегодня 27 апреля 2024
  • USD ЦБ 92.01 руб
  • EUR ЦБ 98.72 руб
Вторая конференция «Цифровизация финансового рынка в России: тренды и перспективы развития»

«От двери до двери»: как оптимизировать поставки товаров из Китая

01.02.2024

Товарооборот России с Китаем за прошлый год вырос на рекордные 26,7% — до $281,17 млрд. Из-за проблем с доставкой товаров из ЕС и США это направление стало ключевым для российского ритейла. О том, как правильно построить логистические цепочки и на чем сэкономить в процессе рассказала генеральный директор российско-китайской компании по мультимодальным и контейнерным перевозкам Holding Finance Broker Татьяна Кулябина.

Как товар попадает из Китая в РФ

Сначала груз со склада производителя доставляют в порт — автомобильным, речным или ж/д транспортом.

Затем его грузят на судно, идущее в Россию. В зависимости от маршрута путь занимает несколько недель.

По прибытии груз оформляют на таможне. Для этого заказчик подает декларацию — сам или при помощи брокера. Последний вариант предпочтительнее, так как любая ошибка может стать поводом для дополнительных проверок, штрафов или даже изъятия партии. Обычно оформление занимает 1 рабочий день, но в некоторых случаях товар могут задержать до двух месяцев.

После всех таможенных процедур партию увозят на склад покупателя. При этом выгружать товар с судна могут в одной точке порта, а загружать в автомобиль — в другой. Поэтому нужно позаботиться также о внутренней логистике.

Если организовать весь процесс правильно, можно сэкономить от 30 до 50%.

Совет: Исследуйте маршрут груза от производства до вашего склада, выявляя возможности оптимизации и снижения издержек.

Как выбрать способ доставки

Есть три главных способа доставить товар из Китая:

1. Морем

Это самый недорогой и безопасный способ. Он идеально подходит для крупных партий: при доставке морем почти нет ограничений по размеру и весу перевозимого груза. Таким путем чаще всего доставляют технику, оборудование, стройматериалы, сырье и товары народного потребления. При этом морские суда реже всего попадают в аварии и не сталкиваются с задержками из-за загруженности маршрута.

В Китае более 300 международных портов, среди которых основные: Шанхай (самый большой в мире), Шеньжень, Гонконг, Сямынь, Нинбо, Циндао, Янтьянь и др.

Это значит, что покупателю легко найти подходящее место для отправки в Россию, как географически, так и в плане тарифов. Сами порты оснащены современной инфраструктурой, а многие процессы автоматизированы.

Главный минус — большие сроки: в среднем 25-45 дней, включая таможенное оформление. Это может быть критично для сезонных и скоропортящихся товаров, а некоторые из них — включая продукты питания — и вовсе запрещены к перевозке.

2. По суше

Это способ, который часто используют для доставки товаров в точки, удаленные от морских портов, которые могут принимать международные суда. Основные порты для доставки грузов в РФ из Китая: дальневосточные, Балтийские порты и Новороссийский. Поэтому наземный транспорт здесь особенно актуален.

Чаще всего выбирают ж/д перевозки, где грузы перевозят в специальных контейнерах. В основном это цемент, нефтехимия, металлопрокат и стройматериалы, а также автомобили, зерно и товары народного потребления. Контейнерные поезда следуют без остановок, что ускоряет доставку: время в пути в среднем занимает от 15 до 35 дней, при этом груз придет строго по графику, а отследить его можно в каждой точке маршрута. Ограничений по объему нет, а доставить товар можно в самую удаленную точку.

Автомобильные перевозки подходят для доставки более мелких партий в приграничные города и там, где поблизости нет ж/д станций. Такой способ разрешен практически для любых категорий товаров и позволяет гибко строить маршрут, меняя его при необходимости. Однако такая доставка обходится дороже, чем ж/д, да и факторов риска гораздо больше: поломка, климатические условия, проблемы с топливом, дорожные работы, пробки, состояние водителя.

3. Самолетом

Самый дорогой и быстрый способ, который используют для срочных и ценных грузов: в среднем на доставку уходит 1-3 дня. Доставить самолетом товары можно из Пекина, Шанхая, Гокнконга, Гуанчжоу или Саньи в аэропорты, где есть грузовые таможенные терминалы. Для этого используются в основном такие аэропорты, как Домодедово и Шереметьево в Москве и Пулково в Санкт-Петербурге. После этого товар еще нужно доставить до конечного покупателя.

Помимо высокой цены, при авиаперевозках действуют ограничения по весу и объему, а среди главных факторов риска — нелетная погода, закрытие аэропортов и задержки рейсов. Есть особые требования к упаковке и документации, а также категориям товаров: например, нельзя перевозить опасные, легковоспламеняющиеся и технически сложные грузы.

Однако большая часть покупателей пользуется комбинированными или мультимодальными перевозками: когда, например, сначала товар со склада в Китае по суше, железной дороге, которые, к слову, весьма технологичны в «поднебесной», доставляют до ближайшего порта, потом морем в Россию, а здесь — поездом или автомобилем до конечной точки. Это позволяет сократить время в пути и снизить издержки, сведя к минимуму неблагоприятные факторы.

Среди наших заказов в 2023 году около 80% пришлось на доставку по суше, из них 70% составили ж/д перевозки. Морские оказались на втором месте с долей в 15%, а на последнем — авиа. Однако для 80% грузов клиенты выбирают комбинированные перевозки несколькими видами транспорта.

Совет: Применяйте мультимодальные перевозки для большей гибкости, используя несколько способов доставки в зависимости от конкретных условий. Рассмотрите морские перевозки для больших партий товаров, сухопутные для удаленных регионов, и авиаперевозки для срочных отправлений.

Морские перевозки: что нужно знать

Распределение ответственности при международных морских грузоперевозках регламентируется специальным документом — INCOTERMS 2020. Отправляя груз, заказчик может выбирать из трех вариантов:

EXW (Ex Works) — когда заказчик или транспортная компания самостоятельно забирает товар со склада и доставляет его в Россию, включая таможенную очистку груза. Такой вариант подходит тем, кто часто закупает товары небольшими партиями, например, под заказ.

FOB (Free On Board) — когда поставщик доставляет партию в порт, грузит на судно и на этом его обязанности заканчиваются.

CIF (Cost, Insurance, Freight) — когда вся логистическая цепочка ложится на продавца, а заказчик занимается только оформлением на таможне и оплачивает импортные пошлины. Также покупатель может за свой счет оплатить расширенную страховку товара на всем пути следования.

Последний способ — наиболее простой и безопасный для заказчика, особенно если речь идет о крупных партиях особо ценного груза. Однако услуги поставщика могут обойтись дороже посредников, которые специализируются на международных грузоперевозках.

Совет: Выбирайте условия поставки согласно вашим потребностям и оптимизируйте страхование для максимальной безопасности груза.

Как сэкономить на доставке из Китая

Консолидация грузов — объединение нескольких партий от разных заказчиков в одну. Так вы сэкономите до 10% не только на доставке, но и стоимости товара, за счет крупного опта. Такой вариант особенно подойдет тем, кто заказывает небольшие партии, до 100-200 кг, практически любых категорий. Стоит учесть, что сроки растаможки у сборного груза обычно больше, чем у обычного.

Крупные заказы: чем больше партия, тем дешевле доставка для каждой единицы товара. Кроме того, для крупных оптовиков и поставщики, и логистические компании часто предоставляют дополнительные услуги. Подходит для тех, кто заказывает товары для длительного хранения, рассчитанные на оптовых покупателей и круглогодичный спрос.

Грамотная упаковка: если переупаковать партию, можно уменьшить занимаемое ей место, а значит — снизить расходы на транспортировку. Иногда упаковка помогает даже уменьшить вес: например, используя вакуум или деревянную обрешетку вместо полностью деревянных ящиков. Это позволит сэкономить десятки тысяч рублей на каждой партии.

Оптимизация каждого этапа поставочной цепочки и внимание к деталям условий поставки позволяют компаниям не только улучшить свою конкурентоспособность, но и сделать логистические операции более эффективными и экономически выгодными.

Источник: E-PEPPER

Узнать больше о том, как выстроить эффективное взаимодействие с азиатскими поставщиками, вы сможете на Третьей конференции «Логистика: как найти и запустить новые каналы коммуникации и транспортировки товаров» (11 апреля 2024 года)


Комментарии

Защита от автоматических сообщений