Александр Генберг, «Мечел»: «Формирование прогнозов – это «живая» система, которая постоянно меняется для повышения точности»

Александр Генберг, «Мечел»: «Формирование прогнозов – это «живая» система, которая постоянно меняется для повышения точности» 13.03.2018

Александр Генберг, директор управления казначейских операций «Мечел» и спикер Делового завтрака «Оптимизация планирования денежных средств и платежного процесса в корпоративном казначействе», рассказал CFO Russia о формировании прогноза денежных средств в своей компании.

Каковы особенности формирования прогноза денежных потоков «Мечела»?

Если рассказывать о прогнозировании денежного потока в «Мечеле», то внимание лучше уделить именно оперативному, то есть ежемесячному планированию. Годовое планирование больше годится для отдельных задач или моделирования.

Фундаментально подход «Мечела» к прогнозированию денежного потока мало чем отличается от подобных процессов в любой другой компании такого уровня. Прогнозирование, а на этом этапе это скорее планирование, денежного потока «Мечела» начинается с формирования производственного плана и графика отгрузки готовой продукции. После утверждения производственных показателей каждое предприятие группы формирует бюджет движения денежных средств (далее — БДДС) и направляет его на утверждение в управляющую компанию дивизиона. После рассмотрения в дивизионе БДДС приходит на согласование в казначейство ПАО «Мечел» (далее — центральное казначейство).

Рассмотрение плана по расходной части БДДС на уровне центрального казначейства проходит укрупненно. Мы смотрим дивизион в целом по статьям и углубляемся в детали только по важным и крупным позициям. Большее внимание уделяется планированию доходной части БДДС. Нам важен данный показатель, и мы стараемся максимально точно определить плановый денежный поток от реализации.

Маленькие и средние предприятия группы знают своих клиентов поименно, и в горизонте одного месяца могут планировать объем продаж на них. Такие предприятия мы смотрим в разрезе каждого клиента. На предприятиях с большим количеством покупателей такой подход невозможен, поэтому по ним используется моделирование на основе статистики. Процесс моделирования постоянно оптимизируется. Мы разбиваем модель на несколько блоков, смотрим факт, определяем точность планирования и по необходимости корректируем допущения.

Кто готовит и по каким показателям ведете статистику?

В зависимости от задач и от детализации, которая нам нужна, информация может аккумулироваться как в центральном казначействе или управляющих компаниях дивизионов, так и на самих предприятиях.

Статистику ведем по фактическим показателям оборачиваемости, абсолютным значениям дебиторской задолженности и полученным авансам, а также по платежной дисциплине покупателей.

Как давно вы внедрили такой механизм формирования прогнозов?

Данный процесс не был внедрен как механизм. Это «живая» система, которая постоянно меняется для повышения точности, изменяется в зависимости от ситуации. Нет возможности на большом количестве предприятий с широкой продуктовой линейкой, которую производит «Мечел», с разными условиями расчётов следовать универсальным зафиксированным принципам.

С какими сложностями вам приходилось сталкиваться?

Главная — точность соответствия плана по доходной части БДДС фактическим поступлениям. Это важно прежде всего потому, что исполнение плана по доходной части прямо влияет на исполнение расходной. Звучит обычно, но тут нужно понимать, что это значит для «Мечела». С 2013 года мы не привлекаем новых кредитов, а обслуживание текущего долга требует значительного оттока средств.

Для актуализации ожиданий исполнения плана по доходной части БДДС мы формируем прогноз, для нас — это инструмент оперативного управления. При этом прогнозирование выполнения доходной части проходит как правило в два этапа.

Первый раз мы формируем прогноз в середине месяца. Делать это раньше не имеет смысла, потому что работа предприятий в первой половине месяца мало отличается от запланированной. Откладывать актуализацию тоже нельзя, так как в случае выявления отклонений у нас должно быть время на реагирование. К середине месяца уже можно увидеть некоторые отличия от плана, поэтому именно в это время стоит готовить первый прогноз.

Повторная актуализация проводится за 5–7 рабочих дней до конца месяца. Она проще и уже не такая детальная как первая, поэтому проходит быстрее.

У вас автоматизирована система формирования прогноза?

Частично. Ручной работы по-прежнему хватает.

Задать свои вопросы Александру и узнать больше об опыте «Мечела» вы сможете на Деловом завтраке «Оптимизация планирования денежных средств и платежного процесса в корпоративном казначействе», который пройдет 18 июля 2018 года в Москве.

Ирина Экзархо


Наверх