• Сегодня 26 апреля 2024
  • USD ЦБ 92.13 руб
  • EUR ЦБ 98.71 руб
Вторая конференция «Цифровизация финансового рынка в России: тренды и перспективы развития»
Коля в Третьяковской галерее
Семнадцатая конференция «Автоматизация корпоративных бизнес-процессов»
Одиннадцатая конференция «Управление дебиторской задолженностью»
50 бизнес-моделей новой экономики. Уроки компаний-единорогов
https://vk.com/cforussia

МСФО официально пришли в Россию

10.01.2012

Алла Салтыкова, партнер Делойт

ASaltykova-small.jpgВ России конец 2011 года выдался богатым на события, важные для всех, кто работает с финансовой отчетностью. Одним из наиболее значимых стало введение на территории Российской Федерации Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности (далее – «МСФО») (Приказ Минфина России от 25 ноября 2011 г. № 160н). Это означает, что с 2012 года в полную силу заработает Федеральный закон «О консолидированной финансовой отчетности» № 208-ФЗ от 27 июля 2010 г. (далее – Закон) и целый ряд организаций должен будет впервые подготовить и представить консолидированную финансовую отчетность по МСФО.

Благодаря многолетней совместной работе профессионального сообщества и органов, регулирующих стандарты бухгалтерского учета и отчетности, Россия встала в один ряд с большинством стран мира, требующих от публичных компаний составлять консолидированную финансовую отчетность по МСФО. Это новый шаг к повышению качества, прозрачности и сопоставимости финансовой отчетности российских компаний.

Кому стоит задуматься

Закон распространяется на кредитные и страховые организации, а также на те компании, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг. Он также применяется в случаях, когда учредительными документами организации предусмотрено предоставление и/или публикация консолидированной финансовой отчетности, или когда иные федеральные законы требуют составлять, и/или представлять и/или публиковать консолидированную финансовую отчетность.

Положения Закона особенно важны для тех организаций, которые ранее не готовили консолидированную финансовую отчетность по МСФО, готовили отчетность по иным стандартам, имеющим международное признание, или в сроки, более поздние по сравнению с указанными в Законе.

Что касается применимости Закона (здесь мы не рассматриваем отраслевую специфику, например, банки), то, во-первых, у организации должны быть дочерние общества, российские и/или иностранные, которые вместе с компанией образуют группу. При отсутствии дочерних обществ Закон формально не устанавливает специальных требований по составлению консолидированной финансовой отчетности, однако, если такая ситуация возникнет на практике, целесообразно обратиться в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, чтобы подтвердить этот подход.

Во-вторых, если у организации есть дочерние общества, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и/или
иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, но у самой компании такие ценные бумаги отсутствуют, то консолидированная отчетность будет составляться на уровне дочерних обществ. У самой компании в таком случае нет обязанности составлять консолидированную финансовую отчетность.

В-третьих, составление консолидированной финансовой отчетности может требоваться другими законами РФ. Например, из Федерального закона «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ (ред. от 30 ноября 2011 г.) следует, что консолидированная финансовая отчетность должна составляться организациями, предоставляющими проспекты эмиссии и ежеквартальные отчеты эмитента. Закон предусматривает, что такая отчетность должна готовиться в соответствии с МСФО.

В-четвертых, есть и исключения. Так, если организация, ценные бумаги которой допущены к обращению на торгах фондовых бирж и/или иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, составляет консолидированную финансовую отчетность по иным, отличным от МСФО, международно признанным правилам (например, в соответствии с ГААП США), она получает отсрочку по подготовке отчетности по МСФО до 2015 года. Аналогичная отсрочка дается организациям, облигации которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и/или иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг (если это единственный критерий, по которому организация должна составлять консолидированную финансовую отчетность по МСФО).

Это срочно?

Закон действует, начиная с консолидированной финансовой отчетности за 2012 год – с учетом некоторых рассмотренных выше исключений. Аудированная отчетность предоставляется в установленном порядке не позднее 120 дней после окончания отчетного года.

Особенность финансовой отчетности по МСФО – необходимость представления сравнительных данных. Если Минфин России или иной уполномоченный федеральный орган исполнительной власти не выпустит в ближайшее время специальных указаний, то в состав консолидированной финансовой отчетности по МСФО за 2012 год должны быть включены данные за 2011 год, в том числе вступительный баланс на 1 января 2011 года. Таким образом, организациям уже сейчас необходимо задуматься о плане перехода на МСФО, необходимых человеческих и денежных ресурсах, внедрении новых или реорганизации существующих бизнес-процессов, зонах ответственности, выборе возможных вариантов учетной политики, модели и сроках подготовки консолидированной финансовой отчетности и др.

Кроме того, консолидированная финансовая отчетность подлежит обязательному аудиту. Стоит принять во внимание, что перед аудитором будет остро стоять вопрос о подтверждении вступительных остатков, включая, например, остатки материально-производственных запасов. Подтвердить их ретроспективно без посещения инвентаризации может оказаться невозможным. В этом случае нельзя исключать, что аудиторское заключение будет содержать оговорку или даже отказ от выражения мнения. Таким образом, работу с аудитором нужно начать как можно скорее.

Вопросы интерпретации

Вопросы применения и толкования Закона еще будут горячо обсуждаться в 2012 году. Сейчас хотелось бы обратить внимание на следующие потенциальные возможности:

  1. Получение освобождения от обязанности раскрывать или предоставлять информацию о ценных бумагах, включая консолидированную отчетность. В соответствии со ст. 30.1 Закона № 39-ФЗ при определенных условиях организация-эмитент может обратиться в ФСФР за разрешением не раскрывать (не предоставлять) информацию о ценных бумагах.
  2. Возможность выбора подходов к формированию вступительного баланса по МСФО. При первом применении МСФО в соответствии с МСФО ( IFRS ) 1 организация имеет возможность воспользоваться рядом исключений из общих правил МСФО. Одно из самых часто применяемых на практике – возможность полностью или частично переоценить объекты основных средств для целей вступительного баланса по МСФО. Такая разовая переоценка не влечет за собой обязательства переоценивать объекты в дальнейшем.

Эти и другие возможности организациям нужно обязательно рассмотреть для наиболее эффективного перехода на МСФО.

Факторы успеха

Для успешного перехода к применению МСФО необходимо наличие у организации квалифицированных специалистов. По результатам опроса, проведенного в 2011 году Делойт СНГ, среди российских компаний добывающей промышленности, металлургии и энергетики, было отмечено, что только 30% опрошенных компаний имеют сотрудников, обладающих необходимой официальной профессиональной квалификацией и компетенциями.

Другим важным шагом должна стать выработка организацией стратегии и тактики перехода на МСФО, включая создание рабочей группы, отвечающей за подготовку отчетности, утверждение плана, бюджета, центров ответственности, разработку учетной политики, выбор аудитора и решение других вопросов.

Хочется искренне пожелать всем в 2012 году успешно решить эти задачи и получить максимальную пользу от внедрения МСФО.

***

Вы можете посетить ближайшую конференцию по МСФО в феврале 2013 года Третья конференция «МСФО: практика применения».

Вторая международная конференция "МСФО: практика применения" (Москва, 19-20 апреля 2012)


Комментарии

Защита от автоматических сообщений